Гаваа Лувсан 

                                (11 июля 1923, МНР - 20 июня 2005, Москва)

     Один из наиболее авторитетных специалистов в области традиционной восточной медицины.

     Всю свою жизнь он посвятил изучению традиционной восточной медицины, поиску новых, более эффективных лекарственных форм на основе средств минерального, растительного и животного происхождения, совершенствованию методов и способов иглоукалывания.

     

-" Мы сочли необходимым также подчеркнуть то, что философские взгляды древневосточных корифеев медицины были хотя и донаучными, но вполне материалистическими, что их диагностические приемы не потеряли ценности и в настоящее время, а принципы подхода к лечению больного соответствуют современным требованиям медицины.

     Многие исследователи древневосточной медицины находят определенные аналогии, сближающие древневосточные и современные представления. Так, древнее представление о  пяти первоэлементах отражает материалистическое понимание мира и в том числе организма человека; представление о борьбе двух противоположных начал - инь и ян и о равновесии процессов инь - ян в здоровом человеческом организме отражает диалектичность мышления, позволяет создавать диалектическую модель болезни и может соответствовать современному представлению о гомеостазе. Теория о "жизненной энергии", циклично протекающей в организме, сближается с представлением об интегральной функцтш и биологических ритмах организма, которым придается теперь все большее значение.

     Основное недоверие и скепсис даже у врачей, применяющих иглотерапию, вызывает теория так называемых меридианов, поскольку до сих пор не удалось найти им современного функционально-морфологического обоснования. Возможно, скептическое отношение зависит и от того, что эта теория связана с теорией "главных органов", являющейся, безусловно, архаичной, если исходить из современных функционально-морфологических представлений об органах человеческого организма. Но принимая во внимание как современное, так и древневосточное представление о целостности организма и целостности его функций, можно принять и теорию меридианов, хотя бы как схему для применения в лечении.

     В практическом использовании древневосточных, методов лечения отрицание теории меридианов обедняет возможности врача (и это признается теперь подавляющим большинством врачей), поскольку теорией меридианов обусловливаются ценные приемы и принципы иглотерапии, разработанные в древности, эффективность которых проверена столетиями.

     Расширение знаний современного врача об основах древневосточной диагностики и принципах и приемах лечения дает ключ к возможности правильного сопоставления современного диагноза и древневосточного диагноза, с которым в традиционной медицине связаны рекомендации по применению чжэнь - цзю-терапии, а также позволяет оценить медицинскую наблюдательность и мудрость основоположников  древневосточной медицины".

     Меридианы и сферы разума:


Меридиан легких – Смирение

Меридиан толстой кишки – Скромность

Меридиан желудка – Отказ от насилия

Меридиан селезенки – поджелудочной железы – Терпимость

Меридиан сердца – Простота

Меридиан тонкой кишки – Принятие Святого Учителя

Меридиан мочевого пузыря – Чистота

Меридиан почек – Стойкость

Меридиан перикарда – Самоконтроль

Меридиан трех обогревателей – Отвлечение чувств от объектов чувств

Меридиан желчного пузыря – Отсутствие ложного эго

Меридиан печени – Осознание: рождение, смерть, старость, болезни есть зло