Ум

     Ум (анализирующее мышление, воля и концентрация) ради более совершенного анализа должен концентрироваться, становиться все более тонким и острым. Анализировать означает разделять. Тупым инструментом не разделишь точно и тонко.

     В проекции на физический мир анализ - разрушительная работа. Например, анализ воды означает разделение воды на кислород и водород с помощью электричества, в результате чего вода уничтожается. Поэтому в проекции на физический мир действие ума разрушительно и при хорошей концентрации ум подобен лезвию бритвы.

     Если ум остается в мире ума, то он производит неразрушающий анализ и при хорошей концентрации подобен лучу лазера. При повышении концентрации этот луч фокусируется и становится более тонким, точным и проникающим, а при понижении концентрации рассеивается и слабеет.

     Другая функция ума, воля, тоже усиливается при концентрации и ослабляется при рассеивании. Таким образом, способность к концентрации - главный критерий оценки умственных способностей.      

     Ум лишь инструмент и может быть использован по разному. Именно к умам людей обращен «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Евангелие от Матфея, 3, 3). Иоанн Креститель не дороги предлагал в Израиле прямые построить, а призывал выпрямить работу умов, подготовить умы к восприятию Истины. А вопил Иоанн Креститель в «пустыне» потому, что мир ума выглядел пустыней, там никого не было, все были хитрецы, в мире лукаваго. Лукавый – имя нечистой силы на уровне ума – это криволинейная и запутанная работа ума, которая неизбежна, если подстраивать истину под эгоистические интересы.

     Кроме концентрации и прямоты для правильной работы ума чрезвычайно важен еще один параметр. Недаром Кришна говорит: «ум выше чувств», тем самым устанавливая иерархию. Ум обязан управлять чувствами, а не наоборот. Если чувства управляют умом, то ум неизбежно превращается в хитрость и бесконечное оправдание греха, в обоснование и изощренную реализацию своих эгоистических желаний.