УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА

     УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА. Приставка "уд" обозначает верх или превосходство. Она также обозначает взрыв или расширение. Ее смысл - преобладание, сила. 
     Джайя - это победа, триумф или успех. Другое значение - подчинение, обуздание. 
     В процессе Удджайи легкие расширяются полностью, а грудь выпячивается, как у торжествующего завоевателя.

     Техника

1. Сесть в любую удобную позу, например, Падмасану, Сиддхасану или Вирасану.  

2. Спину держать прямо и неподвижно. Голову опустить так, чтобы подбородок лег в межключичную ямку над грудиной (Это Джаландхара Бандха). 

3. Руки вытянуть прямо и поместить запястья ладонями вверх на колени. Кончики больших и указательных пальцев соединить, остальные пальцы вытянуть. (Этот жест называется Джняна Мудра, символ или печать знания. Указательный палец символизирует индивидуальную душу, большой - Всеобщую Душу, а соединение их есть символ знания.)

4. Закрыть глаза и смотреть внутрь себя.

5. Сделать полный выдох.

6. Здесь начинается дыхание методом Удджайи.

7. Сделать медленный, глубокий, стабильный вдох обеими ноздрями. Прохождение вдыхаемого воздуха ощущается верхней частью неба и производит свистящий звук (СА). Этот звук должен быть слышим.  

8. Наполнить легкие воздухом полностью. Надо следить, чтобы живот не раздувался во время вдоха (соблюдайте это во всех видах пранаямы). Такое наполнение легких называется пурака (вдох).

9. Всю область живота, от лобка до грудины, надо оттянуть назад к позвоночнику.

10. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Эта внутренняя задержка называется антара кумбхака. Соблюдать Мула Бандху*

11. Выдох делать медленно и стабильно, чтобы полностью опустошить легкие. Начиная выдох, следить, чтобы живот оставался втянутым. Через 2-3 секунды начать медленно и постепенно ослаблять диафрагму. Прохождение выдыхаемого воздуха должно ощущаться верхней частью неба, а производимый им придыхательный звук (ХА) должен быть слышим. Такой выдох называется речака.  

12. Выждать одну секунду перед началом нового вдоха. Этот период ожидания называется бахья кумбхака.

13. Процесс, описанный в пунктах 7-12, составляет один цикл Удджайи Пранаямы.

14. Повторять циклы в течение 5-10 минут, держа глаза все время закрытыми.

15. Лечь на пол в Шавасану.

16. Удджайи Пранаяму можно делать и без Джаландхара Бандхи, даже во время ходьбы или лежа. Это единственная пранаяма, которую можно делать в любое время дня и ночи.

     Эффект

     Этот тип пранаямы вентилирует легкие, способствует устранению мокроты, повышает выносливость, успокаивает нервы и тонизирует весь организм. Удджайи без кумбхаки, выполняемая лежа, идеальна для лиц, страдающих высоким давлением или коронарными расстройствами.


  *  "Мула" значит корень, источник, происхождение или причина, базис или основа. Мула Бандха - это область между
анусом и мошонкой. Сокращение этой области вынуждает Апана Ваю (нисходящую энергию нижней части
брюшной полости) течь вверх на соединение с Прана Ваю, вместилище которой находится в области груди.

     Мула Бандху сначала следует делать во время антара кумбхаки (задержки дыхания после вдоха). Нижняя часть
брюшной полости от пупка до ануса прижимается тогда к позвоночнику и подтягивается вверх к диафрагме. В
Уддияна Бандхе подтягивается назад к. позвоночнику и поднимается вверх вся область от ануса до диафрагмы по
самую грудину. Но в Мула Бандхе вся нижняя часть брюшной полости от ануса до пупка сокращается,
подтягивается назад к позвоночнику и поднимается вверх к диафрагме.

     Освоить Мула Бандху помогает опыт сокращения анального сфинктера (Ашвини Мудра). Ашва - это лошадь, а
мудра - запечатывающая поза. Она называется так потому, что вызывает представление о мочащейся лошади. Ее
можно разучивать во время выполнения различных асан, особенно Тадасаны, Ширшасаны, Сарвангасаны, Урдхва
Дханурасаны, Уштрасаны и Пашчимоттанасаны.

     Выполнение этих бандх замыкает, говорят, шестнадцать адхар. "Адхара" (от корня "дхр" - поддерживать) значит
опора, жизненно важная часть. Эти шестнадцать жизненно важных частей тела таковы: большие пальцы рук,
лодыжки, колени, бедра, крайняя плоть, детородные органы, пупок, сердце, шея, горло, небо, нос, пространство
между бровями, лоб, голова и брахмарандхра (отверстие в темени, через которое улетает душа, оставляя тело).

     Осваивать Уддияна Бандху и Мула Бандху самостоятельно, без личного наблюдения опытного гуру или учителя
очень опасно. Неправильное выполнение Уддияна Бандхи вызовет непроизвольное истечение семени и утрату
жизненной энергии, а неправильное выполнение Мула Бандхи серьезно ослабит занимающегося и лишит его силы.
Даже правильное выполнение Мула Бандхи имеет свои опасности. Она повышает способность удерживать
сексуальную силу, чем может соблазнить на злоупотребление ею. Если ученик поддастся этому искушению, он
погиб. Все его дремлющие желания пробудятся и станут смертоносными, как змея, разбуженная ударом палки.
Овладев тремя бандхами, йог оказывается на перекрестке своей судьбы. Одна дорога ведет к бхоге, наслаждению
мирскими радостями, другая - к йоге, единению с Верховной Душой. Привлекательность мирских радостей велика.
Йог, однако, чувствует большее влечение к их Творцу. Чувства открыты наружу, поэтому они притягиваются к
вещам и следуют по пути бхоги. Если направление чувств изменить так, чтобы они повернулись вовнутрь, тогда
они встанут на путь йоги. Чувства йога повернуты к встрече с Творцом, источником всего мироздания. И именно
тогда, когда ученик освоит три бандхи, руководство гуру особенно необходимо, так как под надлежащим
руководством эта возросшая сила сублимируется для высших и благородных целей. Упражняющийся становится
тогда урдхваретусом (от слов "урдхва" - вверх и "ретус" - сперма), то есть человеком, избравшим безбрачие и не
растрачивающим попусту половую энергию. Такой человек обретает нравственную и духовную силу. Эта
внутренняя сила будет сиять, как солнце.

     Практикуя Мула Бандху, йог стремится достигнуть истинного источника (мула) всего мироздания. Его целью
является полное обуздание (бандха) читты, которая включает ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкару).